By editor November 15, 2018 0
Вопрос содержания собственного автопарка для производственных и торговых компаний сродни гамлетовскому «Быть или не быть». На одной чаше весов ощущение полного контроля за товаром, гарантия качества от этапа производства до этапа разгрузки, солидный вид в глазах клиентов и подрядчиков. С другой – дополнительные издержки на содержание собственного АТП со всеми сопутствующими, неполная утилизация транспорта, непроизводственный простой техники и, в конечном счете, значительные дополнительные затраты для бизнеса. В своей колонке Сергей Власов, менеджер по развитию бизнеса Transporeon Group, пытается разобраться, почему аутсорс грузоперевозок – это признак грамотного подхода к ведению бизнеса.
Вопрос развития собственного парка – это, в первую очередь, вопрос инвестиционный, поэтому необходимо ориентироваться на перспективу развития компании и рынка в следующие 5 — 10 лет. Сейчас наблюдается нарастание объема неудовлетворенного спроса в перевозках. Торговые и производственные компании оказывались перед тяжелым выбором. Соглашаться ли с повышением тарифов , или же цены стали настолько высоки, что разумно подумать о приобретении собственного парка?
Ответ на этот вопрос зависит от оценки перспектив. Как долго спрос будет оставаться неудовлетворенным? Долго ли профессионалы рынка будут упускать возможность осуществлять большое количество перевозок по высоким ценам? Какие действия будут предпринимать другие участники рынка? Не развернется ли ситуация так, что купив собственный парк, обладатели новеньких фур не будут знать, куда их «пристроить».
«Сопутствующие бизнесу процессы мы предпочитаем отдавать в руки другим профессионалам, — поясняет Михаил Кравцов, начальник отдела логистики «Русджам Стеклотара Холдинга». — Кейтеринговые, клининговые услуги, охрана на предприятии, равно как и вся транспортировка готовой продукции – на аутсорсинг. Мы регулярно просчитываем экономику “собственного рейса” и утверждаемся в правильности выбранной стратегии».
Понятно, что универсальных ответов нет и каждый решает сам, развивать ли ему собственное АТП, использовать привлеченный транспорт, либо даже создать комбинированную схему, взяв все лучшее от каждой из альтернатив.
«Мы используем как собственный, так и наемный транспорт, — делится опытом национальный менеджер по транспортной логистике “Группы Черкизово” Владимир Динер. — Преимущество первого — высокая управляемость, возможность быстро переключаться на наиболее актуальные направления перевозок, где есть проблемы с наемным транспортом. Кроме того, собственный автопарк позволяет обеспечивать высокое качество сервиса клиентам, т.к. обеспечивается полный контроль процесса доставки. У своих машин и водителей не возникает проблем с выполнением санитарных требований, что очень важно для нашей компании. Недостаток — риски, связанные с эксплуатацией источника повышенной опасности, а также необходимость содержать инфраструктуру и дополнительный персонал для организации эксплуатации транспорта. Кроме того, при использовании собственного парка возникает необходимость поиска и управления обратными загрузками, в противном случае стоимость рейсов существенно превышает рынок. Сотрудничество с наемными компаниями снижает риски, указанные выше. Также использование найма позволяет регулировать объемы использования транспорта и обеспечивать стабильную доставку нашей продукции в условиях высокой волатильности заказов клиентов».
Здесь надо сразу оговориться, что думать о содержании собственного автопарк актуально, когда сеть поставок организована таким образом, что обеспечивается полная кольцевая загруженность транспорта. Например, для случаев, если бизнес компании предполагает ежедневную внутригородскую доставку. Особенно хорошо, если она работает круглосуточно.
«Одной из основных экономических причин обращения к подрядчикам для решения логистических задач в нашей компании – подтверждает г-н Кравцов, — является высокая себестоимость перевозки без утилизации порожнего пробега. Мы доставляем продукцию в среднем на расстояние 200 – 700 километров и для эффективной эксплуатации транспорта необходимы обратные загрузки. Чтобы их обеспечить, нужно взаимодействие с другими грузоотправителями, расходы на компетентный персонал и соответствующую инфраструктуру. Все это требует высокой степени специализации, что не является основной деятельностью компании».
«Иметь собственный автопарк выгодно только при наличии сети точек погрузок и разгрузок с минимальным порожним пробегом между ними, — подтверждает нежелание диверсифицировать бизнес Тарас Коваль, заместитель генерального директора «ТРАСКО» по связям с органами власти. – То есть, нужно добиваться полной загрузки подвижного состава или транспортной цепочки с постоянным вариативным погрузочно-разгрузочным процессом».
Подсчитать затраты на содержание собственного автопарка и их окупаемость достаточно сложно, но даже они уже показывают наглядную картину. Приобретение, к примеру, одного тягача Scania 2011-2012 годов выпуска обойдется компании в 3 миллиона рублей. Еще около миллиона она потратит на приобретение прицепа. Следом пойдут траты на содержание транспорта: прохождение ТО, ремонт, амортизация, покрышки, персонал. К указанным расходам добавляются непредвиденные траты и форс-мажоры, связанные с ДТП, кадровыми вопросами и даже воровством топлива. Окупаемость такой машины может достигать пяти, а в отдельных случаях, и десяти лет, даже если ее использование выстроено грамотно, машина почти не простаивает и проходит все необходимое техническое обслуживание в собственной ремонтной зоне.
«Транспортный рынок в целом низко маржинальный с большой конкуренцией, — делится своим опытом г-н Коваль. – В зависимости от сложности логистической задачи грузовладелец, используя привлеченный транспорт, может экономить от 8 до 30 процентов, по сравнению с тем, если бы использовался парк собственной техники».
Экономия становится особенно видна, когда бизнес сталкивается с сезонностью и требует решения логистических вопросов в определенные периоды. Колебания объемов грузов делает собственный автопарк либо недостаточным в высокий сезон, либо избыточным в переходные периоды. Зарплаты водителей и амортизация транспорта – две статьи бюджета, которые могут составлять больше половины совокупных затрат на собственный АТП, ложатся тяжелым грузом на финансовые показатели компании. В те месяцы, когда объемы продаж минимальны, эти затраты могут “утянуть” показатели маржинальности компании в «красную зону». Более того, эти совокупные затраты не сокращаются из года в год, а по меньшей мере, имеют тенденцию к росту по мере увеличения пробега.
Резюмируя, следует сказать, что при планировании и реализации своей транспортной стратегии, необходимо уделять особое внимание возможности утилизации транспортных средств. В случае, если на первый план выход имиджевая составляющая, имеется возможность высокой степени утилизации транспорта и не смущают риски, связанные с эксплуатацией источников повышенной опасности – можете смело рассматривать вариант собственного АТП. Возможно, что в перспективе вы таким образом получите больше выгод, чем отрицательных последствий. Если же себестоимость доставки имеет высокую важность, грузопоток не обеспечивает полную загрузку транспорта – сконцентрируйтесь на поиске оптимальных партнеров–транспортных компаний, которые будут заинтересованы в сотрудничестве. Перевозчики должны оптимизировать затраты на доставку за счет наличия собственной встречной маршрутой сети. Кроме того, они частично зависимы от вашего грузопотока и имеют мотивацию на удержание вас в качестве клиента, конкурируя уровнем предоставляемого вам сервиса. Выбирая аутсорсное решение, нужно продумать з
аранее, по каким критериям вы будете выбирать перевозчиков, как с ними коммуницировать и как учитывать KPI эффективности их работы.Источник: http://business-magazine.online/fn_29232.html